Франчайзинг для младших партнеров таит немало ловушек, к тому же франчайзи принимают на себя довольно крупные затраты при открытии своих предприятий. А риски возникают, как правило, в тех случаях, когда франчайзи невнимательно относятся к условиям и деталям договора, переоценивают собственные возможности, не проводят анализ рынка.
Достаточно серьезным риском для франчайзи является отсутствие пролонгации договора после окончания срока его действия. Как правило, это характерно для товарных франшиз, которые продают на сравнительно короткие сроки (от 1 года до 3 лет). К моменту окончания договора предприниматель, скорее всего, еще «не успел встать твердо на ноги», а франчайзор уже старается изменить условия сотрудничества или вообще не продлевает договор. Довольно часто при успешном развитии бизнеса у партнера франчайзор после завершении срока действия контракта открывает на том же самом месте собственное подразделение.
Как это может произойти? Например, в договор может быть включено условие о бесплатной переуступке всех прав по аренде действующего бизнеса и выкуп эффективно действующего предприятия франчайзи по стоимости, которую определяет франчайзор. Этот пункт договора сигнализирует о том, что в случае успешного развития бизнеса франчайзи рискует попросту всё потерять.
Случается, что покупая франшизу, предприниматель приобретает «пустышку». Например, франчайзор на словах обещает профессиональную помощь в организации бизнеса: знакомство с эффективными технологиями управления, налаженными логистическими схемами, организацию обучения персонала, рекламную поддержку. Но в процессе работы выясняется, что все обязательства франчайзора прописаны весьма расплывчато. В действительности, младший партнер имеет возможность лишь использовать торговую марку, получая при этом в придачу много ненужных обязательств. Впрочем, даже реальная помощь франчайзора не гарантирует успеха. Необоснованно завышенные ожидания и надежда на то, что прогрессивная технология будет успешна везде, в любых регионах и при любых условиях, в основном, приводит к неокупаемости инвестиций.
Покупая франшизу и получая право на использование известного бренда, предприниматель нередко совершенно забывает, что одновременно с этим он приобретает и сложившуюся систему взаимоотношений с внешней средой, которая чаще всего не соответствует фактической рыночной ситуации. Кроме того, предприниматель может стать жертвой собственной наивности и, будучи абсолютно уверенным в грядущем успехе, пускает управление бизнесом на самотек. В итоге, вместо ожидаемой прибыли франчайзи приводит свой бизнес к закономерному краху.